Исламский банкинг — что это такое. Этические принципы, воплощенные в банковских продуктах

При поддержке транснациональных компаний и крупнейших мировых коммерческих банков мощно шествует по планете исламское финансирование и исламский банкинг.

Что это такое — наверняка, спросите Вы. Ведь, несмотря на огромный потенциал, явление это остается малоизвестным широким массам.

Его главная отличительная черта — ведение банковских дел в соответствии с религиозными правилами ислама, отвергающими ростовщичество.

Так же как и обычный, исламский банк выполняет все необходимые услуги и операции, но не бездушно, а руководствуясь нравственными установками. Не выдает деньги под процент в привычном понимании, а полноценно участвует в тщательно отбираемых благонадежных проектах от разработки до финансового результата. Причем разделяет с владельцем как прибыль, так и убытки.

Подробнее об уникальности этой системы, причинах ее высокой надежности, конкурентоспособности и привлекательности для клиентов любого вероисповедания – в статье.

Вкратце об Исламской Банковской Системе

Исламский банк отличается от обычного банка только по двум направлениям: этическим соображениям и банковскими продуктами, причем второе вытекает из первого. В остальном эти две банковские системы во многом идентичны.

Исламский банкинг что это такое

Исламский банкинг что это такое

Согласно Федеральному закону о «Банках и банковской деятельности» банк — «кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

  1. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
  2. размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.»

Таким образом, банк – посредник между вкладчиками и заемщиками, получающий прибыль от разницы процентов, оплачиваемых вкладчикам и процентов, получаемых от заемщиков.

В добавок к банковским процентам, банки получают прибыль от дополнительных услуг, как то:

  • банковские переводы,
  • выдача чековых книжек клиентам с текущим счетом,
  • услуги по обслуживанию кредитных карт,
  • прием оплаты коммунальных услуг и проч.

Само понятие Исламский банк означает приоритет Исламских этических норм в создании такового банка и во внутрибанковских процессах.

Фундаментальное отличие Исламского банка от неисламского состоит в полном отказе от банковских процентов, которые приравнены к ростовщичеству Исламскими учеными и, как следствие, получение и оплата процентов является запрещенным в Исламе.

В отсутствии процентов как средства получения прибыли, как Исламские банки реализуют доход? Аллах ниспослал в Коране последнему пророку Мухаммаду (мир ему): «…Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество…» (Коран, 2:275). Следовательно, Исламские банки могут заниматься только беспроцентным финансированием и делают это весьма успешно.

Современные Исламские банки позволяют клиентам финансировать покупку недвижимости или оборудования, финансировать строительные и сельско-хозяйственные проекты, малый и средний бизнес, и прочее, и делают это посредством купли-продажи (بيع), лизинга (إجارة), или долевым участием в проекте (مضاربة / مشاركة).

Услуги Исламских банков базируются на следующих принципах:

  1. следование нормам шариата, указанным в Коране и Сунне Пророка Мухаммада (мир ему);
    запрет процентов;
  2. запрет на финансирование проектов связанных с алкогольной индустрией, свиноводством, развлекательной индустрией, неисламскими кредитными организациями, и всем остальным, что противоречит правовым и этическим нормам Ислама.

А как же вкладчики? Предусмотрена ли компенсация по вкладам юридических и физических лиц?

Зависит от контракта, по которому вкладчик открывает банковский счет:

  • Договор может иметь форму гарантии, когда Исламский банк гарантирует сумму вложенную на счет, но не гарантирует компенсации,
  • или иметь форму партнерства, когда Исламский банк не дает гарантии по вкладам, но является инвестиционнным менеджером клиента, с которым он делит прибыль и убытки в заранее определенном соотношении.

В первом случае Исламский банк имеет право вознаграждать клиентов по собственному желанию, а во втором случае сумма выплат по вкладам зависит от результатов финансово-инвестиционной деятельности банка.

Глобальная Исламская финансовая система за 30 с лишним лет своего существования выросла из маленького деревенского банка в Египте под названием «Мит Гамр» до полноценного финансового рынка с розничными и инвестиционными банками, страховыми компаниями, паевыми инвестиционными фондами.

Существует хорошо развитый рынок краткосрочных кредитов, разработаны и осуществлены механизмы выпуска государственных и корпоративных облигаций (сукук), и многое другое.

На фондовых рынках США, Великобритании, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии существуют так называемые Исламские индексы, содержащие списки компаний, разрешенных для инвесторов Мусульман.

Кроме того, созданы международный организации по поддержке и развитию Исламского банкинга, такие как:

  1. Совет по Исламским Финансовым Услугам (Islamic Financial Services Board – IFSB) в Куала Лумпуре,
  2. Организация по Бухгалтерии и Аудиту для Исламских Финансовых Институтов (Accounting and Auditing Organisation for Islamic Financial Institutions – AAOIFI) в Бахрейне.

Эти две организации ответственны за подготовку и продвижение стандартов для Исламских финансовых учреждений. Рейтинг Исламских финансовых организаций будет осуществляться Международным Исламским Рейтинговым Агентством в Бахрейне.

Кроме этого существует много других начинаний в сфере Исламской экономики и финансов, особенно в сфере образования. Созданы специализированные институты по изучению Исламского банкинга и финансов и подготовке специалистов для этой отрасли.

История Исламского банкинга показала эффективность и жизнеспособность этой системы в рамках капитализма. Общие активы Исламских банков в мире составляют более 250 миллиардов долларов и годовой прирост более 15%. И хотя по сравнению с обычным банкингом, Исламский выглядит довольно крохотно на данный момент, ведущие западные банковские корпорации, видя потенциал в этом бизнесе, присоединяются к этому всемирному движению.

Поэтому, Исламский банкинг является конкурентноспособным в условиях рыночной экономики и будет продолжать расти высокими темпами.

Источник: "islamic-finance.ru"

Исламский банкинг — что это такое и как работает

Недавно в прессе появились сообщения, что два арабских банка ищут партнеров для выхода на российский рынок банковских услуг. Но что такое исламский банк и чем он отличается от уже привычных россиянам коммерческих банков?

Начнем с того, что исламский банк работает по принципу проектного инвестирования, то есть становится соавтором и совладельцем инициаторов проекта.

Если обычный банк абсолютно не интересуется, зачем вы берете у него деньги, его волнует только возврат суммы с процентами, причем проценты являются главной «конфетой» такой банковской деятельности, то исламский банк изучает все обстоятельства дела.

Например, вы приходите в исламский банк и говорите: я хочу построить мост, или платную автодорогу. Банк проводит бизнес-экспертизу, определяет экономический потенциал этого проекта, и если он адекватен, то входит в совместное проектирование вместе с вами — инициатором, договаривается о разделе прибыли, но речь идет не о процентах.

Обычному банку абсолютно наплевать – может, вы пошли с его деньгами в казино и там все проиграли, им важно просто получить назад свои проценты.

  • В исламском банке деньги даются только под какое-то конкретное дело. Это первый момент.
  • Второй момент – запрет на фьючерсы. Никакая игра на еще не созданной продукции не может вестись. Никакая спекуляция на дериватах или дериватах от дериватов тоже не возможна. Потому что «экономика воздуха» в исламском банке под запретом.
Для клиентов будет привлекательным то обстоятельство, что исламский банк не участвует в сомнительных операциях, поддерживая только те проекты, которые по глубокому анализу имеют экономическую перспективу.

При этом исламский банк делит риски с клиентом. Ошибки могут быть и при анализе, и при экспертизе, но банк делит эти риски со своим клиентом. Многие мусульмане просто хотят работать с шариатскими финансовыми структурами – халяль – и не хотят касаться денег, которые отмечены ростом. Ростовщичество вообще считается одним из главных зол экономической жизни.

Необходимо напомнить, что в России уже был исламский банк – «Бадр-Форте Банк». Этот банк был инициирован Адалетом Джабиевым, который до этого работал классическим банкиром, а потом вошел в пространство исламского банкинга. В 1997 году на базе своих финансовых структур и при помощи Исламского банка развития в Джидде он создал исламский банк. Дело шло на лад, в 60 странах были открыты отделения и корреспондентские счета.

Это была курица, несущая золотые яйца для российского государства. В Центральном банке «Бадр-Форте Банк» был зарегистрирован и лицензирован как проектно-инвестиционный банк.

Но в 2006 году Госдеп США обратился к Центробанку и попросил этот банк закрыть, потому что ему не понравились его широкие связи в исламском мире. И тогдашний зампредседателя ЦБ Козлов инициировал отъем лицензии, в результате чего очень полезное начинание после 10 лет работы было погублено. Курицу, несшую золотые яйца, зарезали по письму Госдепа.

Что касается перспектив создания православного банка, о которой говорил недавно Всеволод Чаплин, то думаю, что это в принципе невозможно. Во-первых, у них нет 14 веков опыта такой работы, а во-вторых – нет соответствующей юридической базы.

Дело в том, что исламское банковское дело основано на Шариате, определяющем и детально разрабатывающем структуру экономики. Там, например, расписаны виды совместной деятельности, взаимоотношения участников траста и так далее, четко определяются права всех участников в зависимости от их долевого присутствия.

Либо православным банкирам придется все это выдумывать, что не работает, либо целиком заимствовать из шариатского юридического и нормативного поля, и тогда большой вопрос – что это будет за православный банк?

Кроме того, необходимо иметь свой кадровый пул, зарубежные связи. Что, в Греции или Румынии есть православные банки? С кем они будут работать, с исламскими банками, получается, и на их юридической основе. Но тогда это будет своеобразный исламский филиал в православном пространстве. Не очень вижу такой вариант, хотя все возможно, конечно.

Источник: "poistine.org"

Основные понятия и особенности

Исламский банкинг — это способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама, а именно — полный отказ от ссудного процента, отказ от фьючерсных сделок.

В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Что же он собой представляет и чем отличается от традиционных финансовых инструментов, существующих в банковской системе? Ближе всего методике работы подходит понятие проектное инвестирование.

Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает у человека, который пришел к нему за помощью, предложенный бизнес-план и анализирует риски.

Любые операции с фьючерсами, свопами и другими категориями практически еще не произведенных товаров и услуг категорически запрещены, т.е. по сути исламский банкинг оперирует только только материальными и нематериальными ценностями настоящего момента.

По сути вкладывая деньги в исламский банк, вы не даете их под проценты, а вкладываете в какое-то реальное, полезное дело, связанное с производством каких-то конкретных товаров и услуг. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности.

Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы – ссудный процент.

Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

Операции

  1. «Мушарака» – совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя.

    В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали.

    При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли.

    Распределение прибыли осуществляется следующим образом:

    • Определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте.
    • Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника, в совокупные расходы по проекту.
    • При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.
  2. «Мудараба» – договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности.
  3. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции – привлечения денег.

    Исламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также мудараба исключает получение процентов в чистом виде.
  4. «Мурабаха» – финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи.
  5. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента.

    При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.

    К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:

  6. «иджар» – долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;
  7. «салям» – авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;
  8. «иджар ва-иктина» – соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;
  9. «закат» – обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;
  10. «кард-аль-хасан» – беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);
  11. «бей-би-силаа» – форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Особого внимания заслуживают так называемые «сукуки» (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости.

Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения.

Отрицательным фактором, сказавшимся на привлекательности сукуков, является и то, что нижней границей объема заимствования, определяющей целесообразность эмиссии сукуков, является планка в 100 миллионов долларов США.

Использовать исламские финансовые инструменты могут любые предприниматели независимо от вероисповедания.

Многие аналитики называют рынок исламского финансирования, который активно развивается последние несколько десятков лет, одним из наиболее перспективных. Сам исламский банкинг относительно молод.

Исламские банки с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Но отправной точкой развития исламского банкинга считается создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка.

Исламские банки в мире

Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты.

Среди них, например, французский Societe Generale. В немецком Маннхайме (Mannheim) в скором времени будет открыт первый на территории Германии мусульманский банк, который будет функционировать в соответствии этическими нормами Корана.

По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов. В РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты исламского финансирования небезынтересны.

По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим.

В России исламский банкинг представлен уже несуществующим «Бадр-Форте Банком», одним ПИФом и несколькими выпусками sukuk. Пионером, предпринявшим первую попытку развития исламских финансовых инструментов, был БТА Банк (СлавинвестБанк).

Одна из первых в России инвестиционных компаний, которая будет вести свою деятельность в соответствии с законами шариата, – Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК).

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит.

Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве.

Таким образом, схема исламского финансирования основана на распределении рисков, где клиент и банк совместно несут ответственность по любым инвестициям на согласованных условиях распределения прибыли. Клиенты к таким условиям сегодня готовы, а вот российским банкам для реализации этой модели финансирования требуются законодательные поправки.

История возникновения и становления

Учитывая факты, что исламский запрет на риба (проценты) существует уже 1400 лет, и что исламские банки появились только в последние 15 лет, возникает вопрос, почему исламская модель финансирования так долго не приходит на место уже существующей системы. История коммерческих банков в западном мире сама по себе не очень стара.

Развития деятельности коммерческих банков на Западе синхронизировано с появлением индустриальной цивилизации в последние два с четвертью века. Впрочем, все это происходило на фоне западной культурной традиции, которая отмахнулась от морально-этических норм христианства в ведении экономических и деловых связей.

Когда мусульманский мир вступил в контакт с индустриализацией и другими учреждениями капитализма, включая коммерческую банковскую систему, мусульмане могли выбрать один из двух вариантов:

  • принять схему существующих коммерческих банков если при этом будет утверждено, что процент, начисляемый коммерческими банками не будет содержать элементов риба, запрещенных исламом. Таким образом, коммерческие банки смогут стать допустимыми для мусульман.
  • принять решение, что процент, начисляемый коммерческими банками является риба и с учетом этого принять альтернативную систему банков, которая не будет нарушать принципы исламского шариата.
ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ:  Прямая котировка – это стоимость единицы иностранной валюты, выраженная в национальной валюте

Следует иметь в виду, что эти два варианта не были столь ясны в начале, как они представляются в настоящее время. Существовали некоторые факторы, стирающие различия между ними. Во-первых, экономика большинства мусульманских стран находилась в ведении колониальных властей и население этих стран мало участвовало при выборе политических и экономических систем.

Учреждения, которые существовали в мусульманских странах на протяжении веков, такие, например, как суды шариата, стали бы неэффективными и без необходимости прекратили бы свое существование. Они были бы заменены новыми учреждениями.

В этих условиях, мусульмане не имели никакого практического выхода, кроме того как работать с ними, даже если существовали серьезные оговорки в отношении некоторых из них по моральным и этическим соображениям.

Это было и в случае с коммерческими банками. Тем не менее, следует признать, что в середине девятнадцатого века некоторые богословы в некоторых мусульманских странах, таких, как Египет, Индия и Индонезия, сделали попытку примирить запрещенную в Исламе риба с существовавшими в то время коммерческими банками.

При этом они полагались на то, что запрещенная в Исламе риба в основном применима к ростовщическим займам, а не к операциям коммерческих банков. Было также отмечено, что риба, осужденная и запрещенная в Коране, является на самом деле ростовщичеством, а не кредитом, который лежит в основе функционирования современных банков.

Сторонники этих взглядов игнорировали тот факт, что Коран категорически запрещает любые излишки (или избыток) по сравнению с основной суммой, подлежащей риба, и ясно говорит о том, что кредиторы имеют право только на основную сумму.

Было также забыто, что Ислам не делает никаких различий между потреблением и производством кредитов. Запрещение Риба должно применяться независимо от целей выдачи кредитов. Как следствие, современные коммерческие банки не могут добиться значительного прогресса в мусульманских странах, как это было в западном мире, и даже в некоторых азиатских странах.

Это подтверждается тем фактом, что коммерческие банки в мусульманском мире даже сегодня в основном ограничиваются расположением в крупных городских центрах, где западная культура и цивилизация сделали глубокий прорыв.

Но даже в городах значительное количество людей держится подальше от коммерческих банков по религиозным и моральным причинам, соблюдая предписания Корана в отношении риба.

Есть среди них те, кому приходится иметь дело с банками, в силу обстоятельств или из-за отсутствия каких-либо банковских институтов, допустимых Исламом, которые считают, что это нарушение веры. Они не используют проценты в качестве собственных средств. То ли они оставляют их в банке невостребованными, то ли дают кому-нибудь другому.

Другой подход — разработать банковскую систему в соответствии с требованиями шариата, стал еще более актуальным в последнее время, хотя идея создания беспроцентного банка восходит еще к 1940-м годам. Однако в то время еще отсутствовали условия для практических мер по созданию исламского банка, так как не было идей по техническим деталям и фактическом функционировании беспроцентного банка.

На самом деле теория беспроцентного банковского дела и идея исламского банкинга оставались простыми желаниями, даже не планом, в течение длительного времени.

Ранний эксперимент

Новаторский эксперимент, положивший принципы исламского банковского дела на практику, был проведен в Мит-Гамр в Египте с 1963 по 1967 год. Эксперимент объединил идею немецких сберегательных банков с принципами банковской системы в рамках исламских ценностей.

Мит-Гамр — в основном это сельская местность и люди там в целом, как и везде в исламском мире, были весьма религиозны. Они не размещали свои сбережения ни в каких банках из-за запретности процентов в Исламе.

Кроме того, вряд ли какие-либо финансовые учреждения были доступны им ранее. В этих условиях задача заключалась не только в соблюдении исламских ценностей, но и в воспитании людей в использовании банковских услуг. Таким образом, была предпринята попытка включить сельское население в финансовую систему и «развитие природы указанного раннее эксперимента сделало это очень важным».

В проекте Мит-Гамр были приняты следующие типы счетов:

  1. сберегательные счета;
  2. инвестиционные счета,
  3. закят счета.

Проценты не подлежат выплате по вкладам сберегательных счетов, но по ним было разрешено снимать по первому требованию. По ним есть право на небольшие, краткосрочные беспроцентные займы для производственных целей.

Средства, вложенные в инвестиционные счета, были подвергнуты ограничению изъятия и возможности инвестиций на основе участия в прибылях. Закят счета привлекли внимание, обусловленное суммой закята для распространения среди бедных слоев населения.

Проект исламского банкинга Мит-Гамр был неожиданным успехом. Сберегательные вклады увеличились с 25 000 египетских фунтов до 125000 египетских фунтов в 1963-66. За тот же период инвестиционные депозиты увеличились с 35000 до 75000 египетских фунтов. Банк функционировал осторожно, отвергая, в среднем, 60 процентов кредитных заявок.

Хотя проект Мит-Гамр сделал хороший старт, от него пришлось отказаться из-за определенных политических факторов. В настоящее время он имеет только историческое значение. Тем не менее, это был первый эксперимент, который показал, что банковская деятельность может быть организована на основе исламских принципов уважения, запрета риба и отсутствия процентов.

Уникальное финансовое учреждение

С точки зрения истории развития исламского банкинга, необходимо также отметить уникальность финансового учреждения, которое, как правило, не упоминается в дискуссиях по исламскому банкингу, но значение которого велико. Это финансовое учреждение Управления Паломников и Правления Фонда Малайзии, которое широко известно под именем Табунг Хаджи.

Причиной создания этого учреждения было желание малайзийских мусульман, чтобы деньги, потраченные на паломничество, были чисты и незапятнанны от риба. Поскольку это было невозможно при сдаче на хранение денег в обычные коммерческие банки, возникло желание необходимости создания специальных финансовых институтов.

Таким образом, Экономическая Корпорация Паломников была создана в Малайзии в 1963 году и впоследствии была включена в Управление Паломников и Правление Фонда (Табунг Хаджи) в 1969 году.

Целью Табунг Хаджи является:

  • сохранить средства мусульман для обеспечения их расходов на выполнение Паломничество (Хадж;) или на другие расходы, необходимые им,
  • возможность мусульман благодаря экономии средств принимать участие в инвестировании в промышленность, торговлю, а также в сферу недвижимости, в соответствии с принципами Ислама,
  • обеспечение защиты, контроля и благополучия мусульман паломников.

Для достижения этих целей на учреждение возлагается сбор средств за счет своих филиалов и других учреждений, таких как почтовые отделения, и вложение сбережения вкладчиков в «соответствии с инвестиционными принципами и нормами ислама».

Что касается управления средствами, то Табунг Хаджи действует в качестве учреждения сбережений и инвестиций. В принципе, это работало по принципу «Аль-вакала аль ¬ mutlaqa (абсолютное доверие), с помощью которого вкладчики давали свое согласие Табунг Хаджи управлять своими вкладами для целей инвестирования.

Учреждение имело несколько схем привлечения депозитов, например, прямые вклады, депозиты через филиалы и почтовые отделения, схема вычеты вкладов, схема сбережений для детей и т.д. Выплаты допускались до 100 процентов с остатка денежных средств в фонде.

Однако, только одна выплата была произведена в течение 6 месяцев. Лицам, зарегистрированным для совершения хаджа в течение данного года обычно не разрешалось снимать денежные средства в конкретном году.

Для осуществления инвестиций в соответствии с принципами Ислама, Табунг Хаджи использует такие способы инвестирования, как Мударабаха, Мушарака и Иджара.

Для обеспечения ненарушения принципов ислама учреждение использовало проведение консультаций с национальными фатвами комитета Малайзии. Тем не менее, после создания банка в Малайзии, он пользовался услугами шариатского Наблюдательного совета.

Инвестиции Табунг Хаджи имели четыре разные формы:

  1. инвестиции в акции,
  2. в дочерние компании,
  3. инвестиции в землю, здания,
  4. краткосрочные инвестиции.

После вычета операционных расходов и выплаты Закята доходы распределялись среди держателей депозитов. Как правило, величина дивидендов по Табунг Хаджи варьируется в диапазоне от 8 до 8,5 процентов.

Хотя, строго говоря, Табунг Хаджи не являлся банком, он работал аналогично способам исламского банкинга. Учреждение выполняло две важные функции банковского дела — принимало депозиты и осуществляло инвестиции. На самом деле, Табунг Хаджи является хорошим примером того, как специализированное финансовое учреждение может успешно работать в соответствии с принципами Ислама.

Появление исламских банков

Первый исламский банк в городских условиях был создан в Каире в 1971 году с участием Социального банка Насер, который начал свою деятельность в 1972 году. Банк являлся публичным с автономным статусом. Цели его заключались в основном в предоставлении беспроцентных займов для небольших проектов с участием в прибылях, помощь бедным и нуждающимся, в выдаче займов для студентов университетов и других высших учебных заведений.

Из-за осуществления такого рода социальных функций, Социальный Банк Насер на начальных этапах работы был освобожден от соблюдения основ банковского и кредитного права 1957 года. Банк изначально функционировал при Министерстве финансов, но в настоящее время при Министерстве социальных дел и страхования.

Капитал банка был представлен за счет средств, выделенных Президентом из внебюджетных фондов, ассигнований из государственного бюджета и взносов от Министерства по делам вакфов.

Следующим за Социальным банком Насер был создан Dubai Islamic Bank в 1975 году. Dubai Islamic Bank является акционерным обществом, имеющим головной офис в Дубае, с капиталом в 50 миллионов дирхам. Правительства Дубая и Кувейта, соответственно, участвовали в размере 20 процентов и 10 процентов в капитале банка.

С 1975 года, ряд других исламских банков были созданы в мусульманских странах и в других частях мира и успешно функционируют по настоящее время.

Две крупные международные исламские холдинговые компании, а именно, АИ-Mal аль-Ислами «(DMI) Доверие и контроль» и группа Аль-Барака контролировали ряд исламских банков. DMI является холдинговой компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Багамских островов.

Она была создана в 1981 году с уставным капиталом в 1 млрд долларов США состоит из 10 млн. акций равной ценности. Сегодня DMI работает в ряде исламских стран с международными финансовыми центрами через сеть исламских финансовых институтов, включающих в себя исламские инвестиционные компании, исламские банки и исламские страховые компании.

Кроме того, в нескольких обычных учреждениях действуют так называемые «исламские окна», через которые они могут предложить своим клиентам определенные услуги с использованием различных исламских методов финансирования. Среди них — Национальный коммерческий банк Саудовской Аравии и Банк Миср Египта заслуживают особого упоминания.

Деловая практика

Исламские банки, как и другие банки, привлекают финансовые ресурсы от частных лиц и учреждений и направляют их коммерческим фирмам, которым необходимо внешнее финансирование для поддержки их производственной деятельности. Таким образом, исламские банки выполняют те же функции финансового посредничества, что и традиционные банки.

Основное различие между исламскими банками и основными банками в том, как эти функции выполняются, т. е. как они увеличивают финансовые средства и как они их используют.

Ради удобства проведения аналитики, необходимо различать источники и направления использования средств.

Источники финансирования

Хорошо известно, что банки принимают депозиты с различными сроками погашения, с различными процентными ставками по каждому виду. Исламские банки не платят проценты по вкладам. Как исламские банки работают с различными видами депозитов описана ниже.

  • Текущие счета.
  • Все исламские банки работают с текущими счетами клиентов, как и традиционные банки. Эти счета определяются как счета «до востребования», «вклады на предъявителя», «без уведомления банка».

    Банк гарантирует полный возврат денежных средств по первому требованию клиента. Банк может использовать эти средства в своей коммерческой деятельности на свой страх и риск. Так как все риски несет банк, вкладчики не имеют права на какую-либо долю в прибыли, полученной банком.

  • Сберегательные счета.

    Исламские банки также принимают сберегательные вклады от физических лиц.

    В Исламских банках появились четыре различных метода операционных сберегательные счетов:

    1. сберегательные вклады, которые принимаются на принципе аль-wadi’a (целевые), с просьбой дать вкладчиком банка разрешения на использование средств на свой страх и риск, при этом банки гарантируют полный возврат вкладов и прибыли после совместного использования средств.
    2. сберегательные вклады, которые принимаются с разрешением вложения их и разделением прибыли в согласованном порядке за период, в котором сохраняется минимальный остаток.
    3. сберегательные вклады Кард хасан (благотворительный кредит) от вкладчиков банку и предоставление им материальной или нематериальной выгоды.
    4. сберегательные вклады, принимаемые в инвестиционный фонд и рассматриваемые в качестве инвестиционных вкладов, как описано ниже.
  • В основном, вкладчики получают право на отзыв вклада без предварительного уведомления банка, при этом клиенты не имеют права на долю в прибыли за отчетный период, в котором сделан отзыв.

  • Инвестиционные счета.
  • Инвестиционные счета исламских банков аналог термина «депозиты» в обычной системе. Эти счета могут быть открыты как частными лицами, так и компаниями на любой указанный период, например, на 6 месяцев, на 1 год или более. Вкладчики не получали какого-либо процента.

    Вместо этого, они имели право на долю в фактической прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности банка. Прибыли являются общими для вкладчиков в согласованной доле в зависимости от суммы своих вкладов.

  • Совместные/Общие инвестиционные счета.
  • Некоторые исламские банки использовали общие инвестиционные счета. Инвестиционный фонд принимает форму общего счета инвестиций, в которых инвестиционные вклады имеют различные сроки погашения. Они не привязаны к какому-либо конкретному инвестиционному проекту, но используются в различных финансовых операциях банка. Прибыль распространялась в конце периода на пропорциональной основе.

  • Лимитированный период инвестиционных депозитов.
  • Некоторые исламские банки также принимают инвестиционные вклады в течение указанного периода, который определяется по взаимному согласию между вкладчиком и банком. Вклад прекращает свое существование в конце периода, но доходы распределяются и учитываются в конце финансового года.

  • Неограниченный период инвестиционных депозитов.
  • Эти инвестиционные депозиты автоматически возобновляются без указания срока. Они могут быть прекращены путем определения указанного срока с уведомлением банка, как правило, 3 месяца.

    Невзимание или увеличение суммы вклада допускается в течение этого периода. Прибыль рассчитывается и распространяется в конце финансового года.

  • Специализированные инвестиционные вклады.
  • Некоторые исламские банки развивают схемы инвестиционных вкладов с особого разрешения инвестировать в конкретные схемы или конкретные продукты.

  • Прибыль активности распределяется между вкладчиком и банком.
  • В таком случае, банк работает в качестве агента инвестора. Он может согласиться выполнить эту функцию за согласованную плату или может отказаться иметь долю в прибыли.

Источник: "financial-lawyer.ru"

Чем отличается исламский банк от неисламского

Вся мировая экономика основана на ростовщичестве, то есть на получении процентов от вложений. Наши банки взяли за основу этот механизм. Банки выдают кредиты с заранее установленной процентной ставкой. По истечении срока пользования кредитом, независимо от того, получил заемщик прибыль или нет, он должен вернуть банку не только сумму кредита, но и определенный процент за пользование им.

Не задумывались ли вы о том, что такая система крайне несправедлива по отношению к заемщику? Он должен заплатить процент независимо от того, вложил он эти деньги в бизнес или истратил на личные нужды.

Возможно, эти средства нужны были ему просто для выживания. Но наши банки не ставят целью выяснение этих причин, их цель — получить свои проценты, то есть получить прибыль от всех вложений, вне зависимости от того, были они доходными или убыточными у заемщика.

Также и вкладчик, который хранит свои деньги в банке, не задумывается, куда будут инвестированы его деньги. Он подписал с банком соглашение о том, что по истечении срока вклада он получит свои определенные заранее проценты. Его цель — только материальная выгода, впрочем, как и банка.

Значит, главный принцип деятельности неисламской банковской системы — это получение личной материальной выгоды. Но это не значит, что вся банковская система живет только за счет ростовщичества. Банки являются неотъемлемой частью экономики.

Эти учреждения упрощают жизнь физическим и юридическим лицам. За определенную плату у нас есть возможность быстро перевести деньги в любую точку мира, хранить драгоценные вещи, облегчить процедуры с чеками и денежными банкнотами, продавать акции и производить еще очень много важных операций.

Банки избавляют нас от многих сложностей. Более того, банковские работники — настоящие мастера своего дела, которые умеют вкладывать деньги в прибыльные мероприятия. Ислам одобряет все эти функции банков.

Как и во всех государствах мира, в исламских государствах банки играют важную роль в экономике. Но принцип деятельности исламских банков в корне отличается от деятельности обычных банков. Ислам запрещает заниматься ростовщичеством. В грех впадает тот, кто является ростовщиком, и тот, кто пользуется его услугами.

Поэтому исламские банки не живут за счет процентов. Как же такие банки вообще могут существовать, спросите вы. А вот и могут, и не только существовать, но и процветать. Сегодня в мусульманском мире существует более 150 исламских банков. Размеры депозитов на счетах этих банков составляют от 80 до 120 миллиардов долларов.

В основе деятельности исламских банков лежат не принципы личной финансовой выгоды, а социально-этические принципы. У всех людей разный уровень достатка, если у кого-то имеются запасы денежных средств, то другие могут испытывать в них недостаток. Кто-то вынужден взять деньги в долг, чтобы поправить свое материальное положение. В этом случае в помощь придет исламский банк.

В таком банке все кредиты беспроцентные, так же как и вклады. Имеются существенные отличия между кредитами для личных нужд и кредитами для развития бизнеса. Однако оба этих вида кредитов беспроцентные, то есть будет погашаться только сумма кредита, и не будет никаких процентов.

В случае кредитования сумм на развитие бизнеса между банком и заемщиком подписывается соглашение о том, что в случае получения прибыли заемщик делится ею с банком. В случае убыточности бизнеса делятся убытки. Справедливо, не правда ли? Здесь важно отметить, что вкладчики хранят свои средства в исламских банках также без получения процентов.

При подписании соглашения с банком вкладчики отмечают свое согласие или несогласие на использование своих средств банком на инвестирование. При получении доли прибыли банком от заемщика часть этой прибыли начисляется вкладчику. При получении убытка делится убыток.

Как видите, принцип строится не на получении непременной личной выгоды при любом стечении обстоятельств. Здесь строятся партнерские отношения, основанные на взаимной поддержке и помощи.

По законам ислама состоятельные граждане должны выплачивать закят. Это так называемый налог с богатства, только установлен он не государством, а Всевышним.

Средства от закята направляются на нужды несостоятельных граждан или на благие мероприятия. Таким образом пополняется казна исламского государства. Богобоязненные граждане исламского государства, движимые благими намерениями с целью заслужить награду перед Всевышним, самостоятельно уплачивают закят, без всякого принуждения. Так строится экономика исламского государства.

В настоящее время исламские банки вызвали огромный интерес во всем мире. Особенно важным стало изучение принципов их деятельности во время мирового кризиса. Исламские банки открываются не только в арабских странах, но появились в Европе и в США.

Клиентами исламских банков являются не только мусульмане, но и представители других религий. Все больше предприятий Европы и США отдают предпочтение исламским банкам, так как работа с ними не только выгодна, но и соответствует этическим нормам.

Недавно в Москве прошла международная конференция «Исламский банкинг: специфика и перспективы». В течение двух дней на разных языках бурно обсуждались перспективы развития исламского банковского дела в России.

По итогам конференции было принято решение об открытии в России сразу нескольких исламских банков. Теперь и россияне в ближайшее время смогут пользоваться услугами этих учреждений. В первую очередь, их клиентами станут мусульмане России, для которых откроются новые возможности для развития предпринимательской деятельности и улучшения жизненного уровня.

Источник: "shkolazhizni.ru"

Исламский банкинг: специфика и перспективы

Исламский банкинг уверенно преодолел южные границы СНГ. Вслед за Азербайджаном финансовые учреждения, действующие по принципам шариата, засветились в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

Оттуда исламские банки могут прийти и в другие страны СНГ. В том числе и в Украину, которая вполне способна адаптироваться к этому феномену мировой банковской практики, открыв ему широкую дорогу в Россию.

Общие принципы

В проповедях пророка Мухаммеда, которые впоследствии легли в основу Корана, и в его высказываниях, известных как хадисы, неоднократно поднимаются вопросы, относящиеся к хозяйственной деятельности мусульманской общины. Сделав этическую категорию справедливости полноценной экономической, ислам задал специфические параметры, которым должно соответствовать экономическое поведение его адептов.

В результате шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Не вдаваясь в подробности, следует подчеркнуть, что этот запрет имеет и вполне разумные объяснения. Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах — религиозной этике и экономическом здравомыслии.

В чем же основное различие между традиционными финансовыми учреждениями и исламскими банками?

Попросту можно сказать, что главное отличие исламских финансов от мировой банковской модели — это отказ от ссудного процента. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком. В зависимости от конкретных механизмов и инструментов исламской банковской системы распределяются и убытки, о чем более подробно будет сказано ниже.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы — ссудный процент.

Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

В исламских финансах существует целый ряд стандартных форм взаимодействия банка и предпринимателя, которые похожи в одном: риск банка — это всегда и прежде всего инвестиционный риск; то есть кредитный риск, являющийся главным в традиционном банковском деле, имеет место редко и в остаточном виде.

Разумеется, рассуждения о том, что 1,2 миллиарда мусульман Земли составляют потенциальную клиентуру исламских банков, не лишены лукавства.

Немалое число из них не видят беды в том, чтобы пользоваться традиционными банковскими услугами. В то же время социологические исследования показывают, что при наличии соответствующего предложения и адекватной информации очень многие отдали бы — и реально отдают — предпочтение исламскому финансовому институту.

Этот выбор диктуется и религиозным фактором, и стремлением к этнической и конфессиональной самоидентификации, и сугубо экономическим мотивом, поскольку исламский банкинг — это высокоприбыльное предприятие.

Деньги как участие

Первый исламский сберегательный банк, основанный по принципу участия в прибылях, появился в 1963 году в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламского фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности.

К 1967 году таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам, они «делали деньги» путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом, они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов.

Во время первого нефтяного кризиса в 70-е годы был создан управляющийся из Женевы «Исламский фондовый дом».

Он стал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью было создание денежного источника и капитальной базы для будущей, основанной на исламских принципах, глобальной сети беспроцентных банковских услуг.

В 70-е годы изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в конце 70-х годов были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Sudan, Islamic Bank of Egypt, and Bahrain Islamic Bank.

В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 году президентским указом был создан исламский Philippine Amanah Bank. С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга.

Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов.

Запрет на взимание процентов не означает, что использование капитала в исламской финансово-банковской системе не имеет цены. Система, как было сказано выше, позволяет поставщику капитала участвовать в прибылях. Но это же обстоятельство предполагает значительно более высокое участие банка в рисках реципиента капитала, и в этом проявляется одно из важнейших отличий этой системы от западной.

В центре внимания исламских банков оказывается жизнеспособность и прибыльность бизнес-проекта, а не качество и величина обеспечения займа. В результате многие проекты, которые были отвергнуты традиционными западными банками из-за отсутствия или недостаточности обеспечения, могут быть профинансированы исламскими банками на условиях участия в прибылях.

Это определяет потенциально очень важную роль, которую исламские банки могут играть в стимулировании экономического развития. Фактически исламский банк занимается управлением денежными фондами вкладчиков и участвует в производстве прибыли, причем на основе весьма жестких правил и процедур.

Эти правила препятствуют появлению эффекта денежного мультипликатора, когда банковская система как целое создает деньги «из воздуха» — на основе неограниченного кредита.

В отличие от западной, в исламской банковской системе исключена ситуация, когда в банках на депозитных счетах существует лишь менее $2 реальных денег на каждые $100 (такая ситуация наблюдается, например, в США).

С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, а с другой — в такой системе существенно менее вероятно банкротство банков.

Специальное исследование, проведенное экспертами МВФ в 1997 году, пришло к выводу, что исламская банковская система представляет собой весьма жизнеспособный проект, способствующий решению базовой проблемы экономики — эффективному распределению ресурсов. При этом исламская банковская система, по сравнению с западной, в гораздо меньшей степени подвержена рискам, связанным с проблемой ликвидности и платежеспособности.

Плоды глобализации

На сегодняшний день в 40 государствах мира функционируют банки, руководствующиеся исламскими принципами в своей деятельности. Это свидетельствует о высоком спросе на продукты исламских банков, а также об их способности конкурировать с традиционными финансовыми институтами.

Всего в мире насчитывается около 200 финансовых учреждений исламского типа. Общая сумма их капитала еще в 2006 году составила около $12,3 млрд., величина совокупных активов — $258 млрд. при располагаемых финансовых ресурсах в $113 млрд.

Специалисты уже предполагают, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банков в арабских странах. И это создаст объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.

В нынешних условиях, когда только и слышишь о миллиардных убытках американских и европейских банков, кризисе ликвидности во многих развитых странах, стоит ожидать существенного повышения роли банковских учреждений, работающих по исламской модели.

Как ни странно, но именно Украину некоторые эксперты считают основным перспективным полигоном ислам-банкинга в Восточной Европе. Причем, его проникновение связывают с казахстанскими банками.

В частности, казахстанский банк «ТуранАлем» стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 году кредит от исламского банка. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 года банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму $200 млн. За ним последовал выход на потребительский рынок.

8 мая 2007 года банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, — дело ближайшего будущего. Банк контролирует 47,3% акций банка «БТА-Казань», расположенного в республике Татарстан, где около половины населения — мусульмане, и имеет доли в ряде других российских банков.

Сегодня в банковских кругах России идет дискуссия о возможности или невозможности законодательного оформления особых условий работы исламских банков. «Против», по некоторым данным, выступает Ассоциация российских банков, «за», как ни странно, банки с иностранным капиталом.

Впрочем, этому парадоксу есть объяснение. На фоне перманентных скандалов с европейскими банками и кризиса американской банковской системы триумфальное шествие новой мощной силы в лице исламских банков не остается без внимания транснациональных компаний и крупнейших мировых коммерческих банков.

Они не только с тревогой отслеживают ситуацию, но и прибегают к сотрудничеству. Ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения: «Чейз Манхэттен», «Голдмэн Сакс», «Ай-Эн-Джи», «Номура Секьюритиз», «Джей Пи Морган» и другие.

Американский банк «Ситибэнк» уже длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 миллиарда долларов в специализированные исламские фонды. Еще в 1997 году «Ситибэнк» учредил в Бахрейне свое полномочное отделение «Сити Исламик Инвестмент Бэнк» с капиталом в 20 миллионов долларов. Специальные исламские департаменты открывают также крупнейшие мировые банки «Дойче бэнк» и HSBC.

По оценке «Ситибэнка», темпы роста исламского банкинга составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков. К услугам исламских банков прибегают такие транснациональные гиганты, как «Дженерал Моторс», «Ай-Би-Эм», «Алкатель», «Дэу», а также крупнейшие финансовые холдинги Societe.

Финансисты, представляющие исламские банки, говорят уже о том, что в ближайшем будущем все мировые банки будут в состоянии обеспечить клиентам полный пакет услуг как в традиционной, так и в исламской форме.

Возможно, секрет успеха исламского банкинга — именно в том, что в отличие от западных коллег он отвергает бездушную экономическую целесообразность. Любая деятельность, в том числе и финансовая, должна согласовываться с нравственными установками. А в нашем непредсказуемом мире это весьма ценное обстоятельство.

Источник: "aub.org.ua"

Исламские банки успешнее справляются с экономическим кризисом

Исламские банки приобретают вес в качестве альтернативы традиционным западным банкам, в частности благодаря тому, что успешно справляются с экономическим кризисом. Когда исламские банки впервые появились в 1970-х годах в странах Персидского залива, их клиентами были исключительно практикующиеся мусульмане.

Они хотели банковскую систему, соответствующую их религиозным ценностям. Это включало запрет на ростовщичество, то есть практику выдачи денег под проценты, и инвестиции в бизнес, считающиеся морально неприемлемыми, как например алкоголь или порнография.

В Казахстане первый исламский банк появился в 2010 году. Это исламский банк «Аль Хиляль», имеющий представительства в Алматы и Астане. Банк является 100-процентным дочерним банком «Аль Хиляль» Абу-Даби.

Более консервативные

В настоящее время исламские банки привлекают все более широкое внимание, в том числе со стороны немусульман.

Это связано с тем, что исламские банки, открытые для людей любой веры, в основном не были затронуты глобальным экономическим кризисом. На данный момент ни одному из них не требовалась существенная финансовая помощь для выживания, что говорит о том, что в какой-то степени они являются более безопасными для хранения сбережений, чем традиционные банки.

Это восприятие частично верное и частично нет. На практике исламские банки обычно более консервативны в своей коммерческой деятельности, чем обычные банки.

Запрет на выдачу кредитов под проценты, к примеру, выразился в том, что они не скупили большое количество «плохих» долгов клиентов, которые сейчас являются обременительными для западных банков, многим из которых грозит банкротство.

Другими способами

Отдельные исламские банки, как и любые другие сберегательные учреждения, все же могут подвергать риску своих клиентов. И это происходит потому, что, несмотря на неприменение операций под проценты, они все же проводят многие из тех же самых действий, что и традиционные банки, только другими способами.

В качестве примера Мохаммед Амин приводит сберегательные счета. В традиционных банках клиент получает гарантированный процент, к примеру пять процентов, в обмен на хранение своих денег. В исламских банках клиенты могут получить ту же самую сумму, но они получают ее как долю в прибыли банка, а не как проценты.

Вы вкладываете свои деньги в исламский банк. Он присоединяет эти деньги ко всем остальным средствам, имеющимся в его распоряжении. Он использует их для своего бизнеса, который заключается в предоставлении денег своим клиентам. В конце года он подсчитывает свои результаты, и вполне вероятно, что он вам выплатит, к примеру, пять процентов, но, может быть, чуть меньше или чуть больше, если, конечно, у банка не выдался по-настоящему плохой год.

В неудачном году исламские банки могут не платить долю в прибыли, тогда как традиционные банки по договору обязаны выплатить обещанные проценты своим клиентам.

Подобно традиционным банкам, исламские банки получают прибыль путем предоставления займов своим потребителям. Но если обычный банк делает это под проценты, исламские банки делают это посредством операций купли-продажи.

Исламский банк скажет: «Скажите нам, какую машину вы хотите, скажите нам, в каком салоне она находится, и мы пойдем и купим эту машину и перепродадим вам». Исламский банк купит эту машину, скажем, за одну тысячу долларов и продаст своему клиенту, скажем, за 1150 долларов, которые тот должен заплатить в течение 36 месяцев. Он не выдает кредит, договор заключен по купле-продаже машины за 1150 долларов.

Однако, как и в традиционных банках, нет никаких гарантий, что коммерческая деятельность исламских банков как таковых полностью защищена от рисков. Банки также могут столкнуться с проблемами, когда заемщики не могут полностью выплатить выданные им суммы. И если владельцы отдельных исламских банков склонны к рискованным операциям, они, так же как и другие, могут принять плохие инвестиционные решения и привести свои учреждения к банкротству.

Поиск оптимальной модели

В связи с тем, что исламские банки повторяют многие операции в обычных банках, действующих по системе процентов, некоторые исламские ученые критикуют их, называя лицемерными. Они утверждают, что действующая модель исламских банков в конце концов выведет их на ту же траекторию, которой следуют западные банки, идущие на больший риск для получения большей выгоды.

Критики предпочли бы, чтобы исламские банки воздерживались от любых форм финансов, основанных на долгах, когда один человек стремится получить выгоду из долгов другого.

Альтернативой действующей модели исламских банков могла бы стать действительная модель участия в прибыли, более похожая на инвестиционный фонд, когда я инвестирую в твой бизнес, и если ты получаешь прибыль, то я в ней участвую; если ты несешь потери, то я разделяю их.

То, что обычно происходит в финансах, основанных на долгах, — «Я дам тебе 100 долларов капитала, и получишь ты прибыль или нет, в конце года я хочу получить 110 долларов» — кажется изначально несправедливым: почему я должен получить прибыль, если ты ее не получил?

Однако другие исламские ученые защищают действующую исламскую банковскую систему, говоря, что она не нарушает запрет ислама на ростовщичество.

Доля исламских банков в глобальной банковской индустрии незначительна. Количество денежных средств, аккумулированных в исламских банках, оценивается в один триллион долларов, что составляет менее одного процента от мировых финансовых средств. Но во многих странах популярность исламских банков быстро растет.

Исламские финансовые учреждения действуют в США и Западной Европе. Есть планы открыть другие в дополнение к многочисленным учреждениям, которые уже действуют на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Источник: "rus.azattyq.org"

Понравилось? Поделись с друзьями:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector