Финансовый мониторинг — это выявление денежных операций по отмыванию доходов и финансированию терроризма

Несмотря на принимаемые меры, ежедневно во всем мире через кредитно-финансовые учреждения отмываются деньги, суммы которых за год достигают миллиардов долларов.

Этот процесс заключается в подмене реальных и незаконных источников денежных средств фиктивными, но законными.

Проводимые при этом манипуляции призваны замаскировать их настоящего владельца, поскольку преступники не хотят оставлять следов или быть пойманными. Ведь при этом откроется вся их криминальная деятельность, и наказание будет суровым.

Читайте в статье, как государство борется с легализацией доходов, полученных преступным путем. Финансовый мониторинг — это выявление операций, связанных с отмыванием и финансированием терроризма. Что же представляет собой система финмониторинга в России?

Легализация доходов, полученных преступным путем

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (Money Laundering) — совершение определенных действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения средств, иного имущества или владения ими, прав на такие средства или имущество, источников их происхождения, местонахождения, перемещения, а также приобретение, владение или использование средств или иного имущества, с целью придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению доходами или действий, направленных на сокрытие источников происхождения таких доходов.

Финансовый мониторинг это

Финансовый мониторинг это

При отмывании происходит:

  • сокрытие истинного источника доходов,
  • подмена реальных сделок формальными,
  • извращается экономический смысл,
  • при этом на начальном этапе отмывания средств могут подделываться документы,
  • использоваться документы третьих лиц,
  • для окончательной легализации средств используются нормы законов о добросовестном приобретателе и многие другие.

Часто утверждается, что этот термин появился в США в 1920-е годы поскольку американская мафия стала скупать и открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, заработанных преступным путем.

Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. money laundering) впервые был употреблен британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона.

В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны «налогового рая», в банковских системах которых обеспечивается анонимность и конфиденциальность бенефициаров.

Уголовная ответственность предусмотрена за:

  1. совершение финансовой операции или заключение соглашения со средствами или другим имуществом, полученными вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов,
  2. а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или другого имущества или владение ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождение, перемещение,
  3. а также обретение, владение или использование средств или другого имущества, полученных вследствие совершения общественно опасного противоправного действия, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов.

Источник: "discovered.com.ua"

Финансовый мониторинг — это борьба с отмыванием денег

Финансовый мониторинг — это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка.

В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля.

К одной из мер противодействия легализации (отмыванию) средств и доходов, полученных преступным путем, относят запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.

Три стадии отмывания денег:

  • Размещение — стадия, в процессе которой наличные средства, полученные от незаконной деятельности, реализуются в другие менее подозрительные формы.
  • Стадия наслаивания заключается в отделении преступных доходов от их источника путем проведения ряда финансовых операций для скрытия истинной природы денег и обеспечения анонимности.
  • Стадия интеграции позволяет разместить отмытые средства в экономический оборот наравне с легально полученными доходами.

Основные требования к организации:

  1. Идентификация клиента
  2. Выявление необычных операций
  3. Направление сведений в подразделения финансовой разведки
  4. Хранение информации
  5. Обучение персонала
  6. Назначение ответственного лица

Идентификация юридического лица заключается в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении владельцев этого предприятия, а также в действиях, направленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений.

Важное значение при идентификации клиента—юридического лица имеет идентификация физических лиц, осуществляющих, в конечном счете, реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком.

В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма.

Нормативные документы по данному направлению представлены на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу — http://www.fedsfm.ru/documents/legislation/rfm_documents/

Источник: "4technolog.ru"

Обязательный (Obligatory Financial Monitoring)

Обязательный финансовый мониторинг (Obligatory Financial Monitoring) — совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, по:

  • выявлению финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу,
  • идентификации участников таких операций и изучению их деятельности,
  • ведению учета этих операций и сведений об их участниках,
  • представление обязательного отчета о них Специально уполномоченному органу,
  • представление дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финансового мониторинга.
Объектом обязательного финансового мониторинга являются действия с активами, связанные с соответствующими участниками финансовых операций, которые их проводят, при условии наличия рисков этих активов с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также любая информация о таких действиях или событиях, активах и их участниках.

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равна либо превышает 150 000 рублей (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13 000 рублей) или равна либо превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 150 000 рублей (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, — 13 000 рублей), и имеет один или более следующих признаков:

  1. перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, которая отнесена Кабинетом Министров к перечню офшорных зон;
  2. купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
  3. зачисление или перевод денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), совершение других финансовых операций в случае, когда хотя бы одна из сторон — участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или место нахождения в стране (на территории), которые не выполняют либо ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеуказанной стране (территории).
  4. Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров, на основе заключений международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию.
  5. зачисление на счет средств в наличной форме с их дальнейшим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;
  6. зачисление денежных средств на текущий счет юридического или физического лица – предпринимателя либо списание денежных средств с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет либо списание наличных с текущего счета юридического или физического лица — предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не совершались со дня его открытия;
  7. перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);
  8. обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;
  9. совершение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонированными в депозитарных учреждениях;
  10. совершение финансовых операций с векселями с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
  11. осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;
  12. совершение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;
  13. получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);
  14. проведение страховой выплаты или страхового возмещения;
  15. выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение иным способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;
  16. осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию товаров, работ и услуг;
  17. предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна либо превышает сумму, определенную для обязательного финансового мониторинга.

Внутренний (Internal Financial Monitoring)

Внутренний финансовый мониторинг (Internal Financial Monitoring) — совокупность мер, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга по:

  • выявлению финансовых операций, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу с применением подхода, основанного на оценке риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • ведение учета таких операций и сведений об их участниках;
  • представление информации Специально уполномоченному органу об операциях, имеющих высокую степень риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа.

Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных ниже, или содержит другие риски:

  1. запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  2. несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;
  3. выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации, предусмотренных действующим законодательством (в частности две или более финансовые операции, проводимые клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом, могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает сумму, которая подлежит обязательному финансовому мониторингу).
В случае если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания полагать, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, внутренний финансовый мониторинг проводится также по другим финансовым операциям, в уточнении которых возникла необходимость.

Внутреннему финансовому мониторингу подлежат операции согласно типологий международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или связанных с финансированием терроризма.

Источник: "discovered.com.ua"

Что имеется в виду под финансовым мониторингом

Это осуществляемые субъектами финансового мониторинга меры с целью предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Это понятие включает в себя проведение государственного финансового мониторинга (осуществляется уполномоченными государственными органами), а также первичного, субъектом которого есть Ваша компания.

В общем, по закону субъектами первичного финансового мониторинга являются:

  • банки, страховые компании, кредитные союзы, ломбарды, другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
  • товарные, фондовые и другие биржи;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • КУА;
  • операторы почтовой связи и другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
  • филиалы или представительства иностранных предприятий, предоставляющих финансовые услуги;
  • посредники при осуществлении сделок купли-продажи недвижимости;
  • предприятия, торгующие за наличные драгоценными металлами и камнями и изделиями из них, если сумма операции равна или превышает определенную законодательством;
  • предприятия, проводят лотереи и азартные игры, включая казино, электронное казино,
  • нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, ООО, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (кроме лиц, оказывающих услуги в рамках трудовых правоотношений), в случаях, предусмотренных законодательством;
  • другие юридические лица, не являющиеся финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Какие операции подлежат

Финансовая операция подлежит обязательному финмониторингу:

  1. если ее сумма равна или превышает 150 000 рублей (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любым другим азартным играм, в том числе электронное (виртуальное) казино — 30000 рублей)
  2. или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентную 150 000 рублей (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любым другим азартным играм, в том числе электронное (виртуальное) казино — 30000 рублей)
  3. и имеет один или более подозрительных признаков, определенных законом.

То есть, Ваша компания, если она является субъектом первичного финансового мониторинга, в частности, обязана:

  • стать на учет в Госфинмониторинге;
  • осуществлять идентификацию, верификацию, изучение клиента, уточнение информации о нем в случаях, установленных законом;
  • выявлять операции, подлежащие финмониторингу, до их начала, в процессе, в день возникновения подозрения, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения;
  • обеспечивать управление рисками и разрабатывать критерии рисков;
  • обеспечивать регистрацию финансовых операций, подлежащих финмониторингу, не позднее следующего рабочего дня со дня обнаружения;
  • сообщать Госфинмониторингу о финансовых операциях, подлежащих обязательному и внутреннему финансового мониторингу, а также о своих подозрениях относительно деятельности лиц или их активов, и др.;
  • своевременно и в полном объеме подавать на запрос Госфинмониторинга достоверную информацию, документы, их копии или выписки из них, и т.д.

Источник: "bkpartners.com.ua"

ФМ как инструмент управления

Финансовый мониторинг — один из основных инструментов управления, при помощи которого можно проанализировать финансовую эффективность и целесообразность расходования финансов на предприятии.

Целесообразно проводить мониторинг на основных стадиях развития предприятия – в первые месяцы после создания, при смене руководителя, при смене главного бухгалтера и после выполнения обязательств по важным договорам.

Рекомендуется проводить систематический финансовый мониторинг круглогодично и чаще, если обнаруживаются недочеты в ведении бухгалтерской документации. Это позволит избежать проблем при проведении проверок надзорными органами.

Как получить эффект

Чтобы получить пользу от проведения финансового мониторинга, необходимо обеспечить полный доступ к бухгалтерской документации, создать условия для анализа и обобщения сведений о финансовых потоках, прибыли и понесенных убытках.

По окончанию проведения данной процедуры специалистами будет составлен подробный отчет о проделанной работе, даны рекомендации для повышения рентабельности.

Оказывают услуги по финансовому мониторингу частные специализированные компании и особое государственное ведомство.
В обязательном порядке финансовый мониторинг проводится среди банков, страховых компаний и иных учреждений, чья деятельность связана с предоставлением услуг широкому кругу населения.

Использовать финансовый мониторинг можно и по желанию, для этого достаточно обратиться в специализированную компанию и подписать договор об оказании услуг. После этого специалистам необходимо обеспечить доступ к документации для проведения анализа.

Результатом оказания услуг будет написание отчета о проделанной работе и формирование рекомендаций по оптимизации расходования средств в рамках деятельности конкретного предприятия.

Финансовый мониторинг включает в себя:

  1. анализ бухгалтерской документации,
  2. оценку рисков от совершения тех или иных финансовых операций,
  3. прогнозирование прибыли на основе заключенных договоров и контрактов.

Финансовый мониторинг поможет выбрать правильную стратегию развития предприятия, позволит оценить риски вложений и сотрудничества с агентами.

Различия между аудитом и мониторингом

Стоит отметить, что финансовый мониторинг и аудит – это разные понятия. Мониторинг затрагивает только финансовые аспекты деятельности предприятия, оценку рисков от вложений и сотрудничества с теми или иными агентами.

Порядок проведения мониторинга зависит от особенностей деятельности предприятия и чаще всего начинается с изучения финансовых документов – отчетности, контрактов, договоров поставок и прочей документации, от которой в той или иной степени зависит прибыль предприятия.

Специалисты изучают эффективность расходования основных и резервных средств, делают вывод о том, какие риски предприятие может предотвратить.

Затем изучаются финансовые договора, контракты и иная документация на предмет анализа эффективности от их подписания. При необходимости может быть сделан вывод о том, что тот или иной договор в конечном итоге приведет к убыткам.

Это позволит руководству предприятия принять действия по предотвращению потери прибыли. Любой новый запущенный бизнес процесс на предприятии связан с теми или иными рисками.

Зачем нужен

Использование финансового мониторинга позволит составить прогноз на будущее о том, к какому конечному результату приведет запуск с финансовой точки зрения. Выработать правильную стратегию по управлению рисками можно при использовании финансового мониторинга.

Существует несколько категорий финансовых рисков, от которых предприятие должно быть защищено. Для этого могут создаваться резервные фонды и приниматься иные меры с целью предотвращения потери прибыли.

Финансовый мониторинг также включает в себя прогнозирование прибыли на основе подписанных договоров и контрактов, сформированной отчетности. Профессиональный подход к финансовому мониторингу позволит составить точный прогноз и выработать предложения по вопросу извлечения максимальной прибыли.

Если ранее финансовый мониторинг не использовался как основной инструмент для прогнозирования, то теперь в основу прогнозирования финансовых результатов ложится анализ документации и прогноз прибыли на основе текущей экономической ситуации как в рамках одного предприятия, так и всего сектора.

Конечным результатом оказания услуг по финансовому мониторингу является формирование подробного отчета о проделанной работе. В нем содержится оценка экономической ситуации на предприятии, рекомендации по управлению рисками, подробный прогноз развития и персональные рекомендации для руководства.

Систематическое проведение финансового мониторинга позволит выбрать правильную стратегию развития предприятия с экономической точки зрения с учетом всех рисков и оценки эффективности выстроенных и планируемых партнерских отношений.

Источник: "programmist1s.ru"

Финмониторинг в России

Финансовый мониторинг — это понятие, схожее с понятием финансового контроля, а также напрямую связанное с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Банк организует внутренний контроль с учетом рекомендаций по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности.

Финансовый мониторинг — это также деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка.

В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля.

Важно также, что к одной из мер противодействия легализации (отмыванию) средств и доходов, полученных преступным путем, относят запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.

Сегодня одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем является внедрение, оптимизация и реализация (осуществление) системы финансового мониторинга (или системы финансового мониторинга) во всех областях финансовой системы РФ.

Субъекты

Если говорить о субъектах финансового мониторинга в России, то к ним относятся:

  • кредитные организации;
  • лизинговые компании;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • страховые организации;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;
  • управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;
  • кроме того организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Все перечисленные выше субъекты организации несут ответственность за подготовку и проведение процесса финансового мониторинга.

Отмывание средств на сегодняшний день стало не только постоянным явлением, но и методы стали все более и более изощренными и тонкими. Существует немало сложных и простых схем по легализации незаконных доходов через Банк. Это также подтверждает и банковская статистика. Интересен тот факт, что сегодня даже литература по этому поводу есть.

Это напоминает появившуюся в свое время целую серию книг о том, как законно избежать налогов. Контролирующей структурой в России является «Росфинмониторинг» (= Федеральная Служба по Финансовому мониторингу РФ). Один из базовых принципов, на которых строится система противодействия отмыванию преступных доходов, требует от банка знания своего клиента.

Рекомендации Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Рекомендации Банка России N 137-Т), утвержденные указанием ЦБ РФ N 137-Т от 28.11.2001, указывают на необходимость «идентификации и изучения» клиента банка, в то время как Закон использует только термин «идентификация».

Это обстоятельство не означает, что Банк России накладывает на банки дополнительные обязанности по сравнению с законом.

Правила внутреннего контроля

В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма.

Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности.

Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются:

  1. запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  2. несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  3. выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
  4. иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Законе оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим банкам.

Однако здесь важно то, что из нормы Закона усматривается обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов.

В случае, если у работников банка при реализации указанных программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация обязана направлять в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.

Заметим при этом, что Закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в Росфинмониторинг: у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других — нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти во многом будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка. Это на сегодняшний момент еще раз говорит о «сырости» основного Закона.

Статьи 6 и 7 Федерального закона 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, определенные Законом сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

Банки-нарушители

По данным Росфинмониторинга, далеко не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность.

Воздерживаясь от обязательного представления информации и рискуя понести установленную Законом ответственность, руководство некоторых банков преследует обычную цель не привлекать внимания контролирующих и правоохранительных органов к определенному клиенту.

Этим клиентом может быть, например, учредитель банка или крупная компания, деловыми отношениями с которой банк особенно дорожит. К сожалению, подобная практика приводит к тому, что и банк, и особо опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения Росфинмониторинга.

Не следует забывать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу пользуется множеством независимых источников информации, и ее аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в нарушении Федерального закона N 115-ФЗ может вызвать не только наличие определенной информации, но и ее отсутствие в определенное время и в определенном месте.

Показателен в этом смысле пример с «Содбизнесбанком», который своими ошибочными действиями привлек к своим клиентам внимание финансовых разведок многих стран.

До сих пор в Росфинмониторинг поступают информационные сообщения от зарубежных партнеров Службы, которыми инициативно выявляются и фиксируются финансовые операции клиентов российского банка — нарушителя, совершаемые ими за рубежом.

Просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти также является нарушением закона и рассматривается в качестве одного из признаков, вызывающих подозрение в сотрудничестве банка с лицами, отмывающими преступные доходы.

Так, известно, что некоторый руководитель средних размеров банка проинформировал Росфинмониторинга о злополучной сделке с $20 млн. (за отмывание этой суммы судом первой инстанции он осужден к 4 годам лишения свободы), но сделал это со значительной задержкой.

Если говорить о «конфликтах» между регулятором и ФСФМ с кредитными организациями, связанными именно с наказаниями банков, то их уже немало. Взять нашумевший Вип-банк.

Лицензия у ВИП-банка отозвана приказом от 15 июня 2017 года NОД-288 в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 «закона 115», а также с учетом неоднократного в течение одного года применения мер, предусмотренных федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации /Банке России/».

Одной из основных трудностей является определение и выявление необычных сделок, по которым банки должны составлять сообщения в ФСФМ. Необходимо понимать, что так называемое «спец.сообщение» банка об определенной финансовой операции, направляемое в Росфинмониторинг, — это не сообщение о правонарушении, и уж вовсе не доносительство на клиента.

Важно, что и Банк и «Росфинмониторинг» в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента.

У ФСФМ имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации (отмывания) преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе так называемой доследственнои проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке статьи 144 УПК РФ.

К сожалению, даже, несмотря на активную позицию большинства Банков относительно переподготовки и обучения сотрудников по вопросам финансового мониторинга, компетентность многих оставляет желать лучшего.

К примеру, зачастую молодые сотрудники банков, работающие с клиентами (как ФЛ, так и ЮЛ), при попытке проведения определенных операций, напрямую начинают обвинять клиентов в «отмывании» денег и нарушении 115-го Закона. Подобная позиция скорее всего окажет отрицательное влияние на репутацию Банка и может спугнуть любого, даже самого терпеливого клиента.

Оставляя в стороне сделки, подлежащие обязательному контролю, важно отметить при этом, что, несмотря на возможно даже кажущееся попадание той или иной операции под описание необычной сделки, это может оказаться совсем не так.

Многие клиенты банков – занятые деловые люди, собственники бизнеса и частные предприниматели, знать о тонкостях Банковского законодательства, в особенности 115-го Закона, им совершенно необязательно. Да и пути проведения тех или иных операций порой бывают весьма неординарными в виду ряда объективных и субъективных причин.

Существует и обратная проблема, когда сотрудники Банка начинают «консультировать» клиентов о том, как грамотно избежать комиссий Банка, не попасть под «зоркое око» внутрибанковских служб по финансовому мониторингу и т.д.

Это, казалось бы, мелочи, но многих из них, да и несвоевременных сообщений в ФСФМ можно было бы избежать с введением автоматизированных информационных систем. (Некоторые Банки уже практикуют подобную практику и, надо признать, весьма успешно).

Однако и внедрение программных модулей в тот же Банк-клиент, Звезду и другие программные операционные контуры, начнет приносить реальную пользу лишь вкупе с грамотной контролируемой системой подготовки и аттестации кадров в банках (применительно банковской тематике), а также всесторонним процессом совершенствования нормативного механизма, обеспечивающего оперативное выявление реальных «отмывальщиков» и обеспечит соответствующее снижение нарушений 115-го закона.

Таким образом, «Росфинмониторинг» на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете, решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия.

Однако заметим, что позиция «Росфинмониторинга» чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке.

Важно, что происходит на уровне банков. Ведь именно банки, в основном, являются первоисточниками сообщений о подозрительных клиентах (потенциальных «отмывальщиках»).

«Хороший средний класс»

Интересно также, что уже выявляется тенденция: наиболее активны в проведении соответствующих Закону мер по противодействию легализации доходов консервативные, относительно старые банки, имеющие солидный, применительно к российскому банковскому сектору, собственный капитал, репутацию.

Именно такие банки жестко отрезают возможность любым потенциальным «отмывальщикам» к проведению любых сделок. Они сообщают в уполномоченный орган о сделках, подлежащих обязательному мониторингу, замораживают операции и счета на время разбирательства службами и управлениями по экономической безопасности, закрывают счета и т.д., и т.п. Условно можно назвать такие банки «хорошим средним классом».

Учитывая это, даже удивительно наблюдать столь сильный контроль недопущения даже самых, казалось бы, незначительных ошибок по соответствующему направлению работы.

Можно выделить два основных типа банков, допускающих в какой-то мере нарушения в сфере финансового мониторинга:

  • Это, во-первых, ряд «мелких» банков, существующих несколько лет и имеющих, зачастую, соответственную «непонятную» репутации, которые позволяют себе пренебрегать процессом финансового мониторинга, даже при наличии явно выраженных признаков «отмывания» доходов.
  • Во-вторых, это банки, зачастую с участием государственного капитала, либо имеющих определенную протекцию, которые также позволяют себе не выполнять требования Закона. Нельзя не отметить, что до санкций, применяемых к этим банкам, как правило, не доходит. Об этом же говорил и экс-президент Вип-банка в своих письмах.

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о реальных трудностях в осуществлении процесса противодействия легализации, хотя назвать их критичными нельзя.

Зато в отношении самих банков Росфинмониторинг способен точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и наделен правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции.

В соответствии со статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа:

  1. на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
  2. на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Правда, несмотря на обилие компрометирующей информации, подобные санкции к банкам до настоящего времени ни разу не применялись, поскольку между Росфинмониторингом и ЦБ РФ существует негласное соглашение о разграничении функций:

  • Росфинмониторинг информирует о нарушениях,
  • а Центральный банк России как надзорный орган на основании этой информации и последующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности.
Если быть более точным, то стоит упомянуть о письме №117-Т, в котором обозначено это разграничение функций: именно Банк России применяет меры принуждения к банкам-нарушителям банковского законодательства и 115-го Закона, в частности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

  1. Роль банков в действующей системе противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма настолько значительна, что банки стали одним из главных составляющих элементов этой системы.
  2. С другой стороны, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений банковской деятельности.

Одним из наиболее перспективных вариантов развития системы по противодействию «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, мог бы быть тот, когда система контроля за операциями существовала бы по принципу «неотвратимости ответственности» в независимости от степени тяжести карательных мер, применяемых к нарушителям.

Но не менее важно осознать, что риски соучастия (преднамеренного или непреднамеренного) в отмывании преступных доходов и бремя ответственности за это соучастие «Закон №115» также целиком возложил на банки.

При обнаружении фактов преступного отмывания грязных денег в банковской системе (в случаях, когда сам банк не способствовал такому обнаружению) и расследовании уголовных дел весьма велика вероятность того, что и банки, и их сотрудники будут нести в связи с этим определенную долю ответственности — либо как соучастники преступлений, либо — при отсутствии преднамеренных действий — как нарушители Федерального закона 115-ФЗ, чему уже есть немало примеров.

Многое будет зависеть от оценок со стороны уполномоченного органа.

Поэтому крайне важно, чтобы в каждом банке была детально разработана и действовала та система специальных мер, которая предусмотрена законодательством, включая надлежащее взаимодействие с уполномоченным органом власти.

Юридическая защита законных прав и интересов банка в этой сфере может стать достаточно надежной и эффективной, когда она будет начинаться с создания и отладки именно такой системы.

Итоги

В заключение стоит отметить, что, по мнению многих сотрудников самых разных Банков, других экономистов и финансистов, внедрение системы финансового мониторинга в российский банковский сектор, а в частности, принятие Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г., явилось по большей части положительным шагом на пути создания в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с легализацией (отмыванием) средств и доходов, полученных преступных путем.

Да, меры весьма жесткие, они буквально «обрезают» многие финансовые схемы не только так называемых «отмывалыциков», но обычных, добропорядочных клиентов российских банков. Тем не менее, на мой взгляд, это именно тот вариант, когда реформирование благоприятно скажется на российской экономике.

Закон работает и уже «приносит первые плоды» своего существования, заставляя юридических и физических лиц оптимизировать свои схемы проведения денежных потоков с большим уклоном в легитимную сторону, что в свою очередь является фактором бесспорно положительным.

Безусловно, на данный момент трактовка понятия и классификации необычных сделок, легализации, а также рекомендаций по выявлению подобных сделок и т.п. весьма условны, расплывчаты и неоднозначны.

Но сырость закона под номером №115-ФЗ в этом и заключается. И нельзя упускать из виду тот факт, что несмотря на обвинения банкиров и СМИ в адрес ЦБ, либо напротив обвинения ФСФМ и ЦБ в адрес банкиров вынуждены будут постепенно уйти на второй план, обозначив коррективы и уточнения всех вышеупомянутых трактовок и рекомендаций в качестве первостепенной задачи в целях решения многих упомянутых в статье проблем, таких как несовершенство банковского законодательства, неясность сфер влияния гос.органов (ЦБ, ФСФМ и др.), уровень и качество подготовки банковских кадров, реформирование систем внутреннего контроля и аудита Банков и т.д. и т.п.

Напоследок хочется добавить, что мы не ставили перед собой задачи раскрыть для читателя подробности и тонкости упоминаемого Закона, равно как не собирался обсуждать возможные финансовые схемы по легализации средств и доходов, полученных преступным путем.

Суть проведенного теоретического анализа в том, чтобы понять, действенна ли указанная государственная мера, какие изменения произошли с ее введением, актуальна ли вообще проблема «отмывания» преступных доходов для современной России.

Источник: "taxc.com.ua"

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля

Актуальность обеспечения как национальной безопасности, так и защиты финансовых интересов России на настоящий момент не вызывает сомнения. Практика экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины.

Одновременно опыт зарубежных стран показывает, что эффективный финансовый контроль является необходимым условием существования развитой экономики и сильного государства.

В настоящее время, как наличествует практика, в бюджетно-финансовой системе России существуют серьезные проблемы, обусловленные нецелевым, незаконным и неэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Исходя из этого, возникает потребность в осуществлении специального вида финансового контроля (ФК) — финансового мониторинга (ФМ).

Финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угрозы терроризма нарастают, вопросы эффективного осуществления финансового мониторинга приобретают еще большую актуальность.

Система уполномоченных органов и организаций Российской Федерации в сфере финансового мониторинга представлена дʙухуровнеʙой структурой:

Финансовый мониторинг это

Первый уровень представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов.

На данный орган исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.

Второй уровень системы финансового мониторинга в России представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности:

Финансовый мониторинг это

В качестве основных мер в рамках госфинконтроля субъекты ФМ осуществляют:

Финансовый мониторинг это

Заключение

Таким образом, ФМ является видом финансового контроля, который представлен основным органом исполнительной власти Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга. Основной целью ФМ является отмывание незаконных доходов, недопущение финансирования терроризма, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Финансовый мониторинг становится кризисно эффективным инструментом экономического управления России, а Росфинмониторинг — системообразующим каркасом группы российских государственных ведомств, в функции которых входит противодействие незаконным финансовым операциям с координирующей ролью Росфинмониторинга.

Современный этап развития нашей страны, со всеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.

Оценка угроз и рисков в отношении национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма — это деятельность Росфинмониторинга как ключевого органа по выработке мер противодействия этим угрозам.

Она заключается в анализе получаемой Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, на основе которого выявляются, изучаются, оцениваются риски и разрабатываются меры по их устранению.

Источник: "moluch.ru"

Понравилось? Поделись с друзьями:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector