Исключительная экономическая зона — это часть морских вод с особым правовым режимом

Нешуточная борьба развернулась в последние годы между шестью странами, включая Россию, за Северную полярную область земного шара, примыкающую к Северному полюсу.

За Арктику, то бишь. А ведь это даже не Антарктида, которая хотя бы континент.

Россия лишилась суверенитета своего арктического сектора в 1997 году, ратифицировав Конвенцию по морскому праву, по которой ей остались лишь 200 морских миль — так называемая «исключительная экономическая зона».

Это морские воды, дно и недра, где действуют исключительные права прибрежного государства на использование минеральных и биоресурсов.

И вот уже более 10 лет ведется тяжба с ООН по расширению такой зоны России до прежних советских размеров – более 350 миль.

Какие права и возможности особого правового режима этой зоны – читайте в статье.

Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона это

Исключительная экономическая зона это

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет право:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов – как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, а также в его недрах в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
  2. сооружать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг островов и установок зоны безопасности;
  3. определять время и место лова, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
  4. устанавливать допустимый улов живых ресурсов;
  5. осуществлять морские научные исследования;
  6. принимать меры по защите морской среды;
  7. осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок, сооружений.

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Естественные богатства континентального шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа. также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Открытое море – морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств.

Открытое море открыто абсолютно для всех государств – как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, имеют в отрытом море право на свободу:

  • полетов;
  • судоходства;
  • рыболовства;
  • возводить искусственные острова и другие установки, которые допускаются международным правом;
  • прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • проводить научные исследования;
  • проводить иные действия, допускаемые международным правом.

Открытое море резервируется для мирных целей, и никакое государство не имеет право претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подвластно юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.

Источник: "be5.biz"

Особенности правового режима

Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone) представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, предусмотренный положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Главная особенность этого режима состоит в том, что в указанной зоне права и юрисдикция прибрежного государства, а также и права и свободы других государств установлены строго и определенно соответствующими положениями Конвенции 1982г.

Поэтому было бы ошибочно считать, что режим исключительной экономической зоны может устанавливаться прибрежным государством по своему усмотрению.

Характерные особенности правового режима исключительной экономической зоны следующие:

  1. Во-первых, исключительная экономическая зона находится за пределами территории какого-либо государства, на нее не распространяется суверенитет последнего. Права прибрежного государства носят здесь исключительно ограниченный характер.
  2. Во-вторых, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения Третьей Конференции ООН по морскому праву.

Конвенция ООН по морскому праву

Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств.

Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились, главным образом, к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды.

Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов.

Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того «пакета», который и привел, в конечном счете к выработке и окончательному принятию Конвенции.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  • юрисдикцию, предусмотренную положениями Конвенции, в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды;
  • другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Осуществляя указанные права, прибрежное государство обязано должным образом учитывать права других государств в исключительной экономической зоне.

Таким образом:

  1. во-первых, прибрежное государство обладает в исключительной экономической зоне не суверенитетом, а суверенными правами, т.е. правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме.
  2. Во-вторых, суверенные права установлены лишь в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов.

    Это означает, в частности, что прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении:

    • всех рыбных ресурсов, включая прикрепленные к морскому дну (например, отряд ракообразных),
    • минеральных ресурсов — нефть, газ и др.,
    • энергии, получаемой в результате использования течений, ветра и воды.
  3. В-третьих, указанные права носят исключительный характер: никакое другое государство не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять подобную деятельность в исключительной экономической зоне последнего.

Юрисдикция прибрежного государства

Точно такой же исключительный характер носит предусмотренная Конвенцией юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне:

  • С одной стороны, эта юрисдикция установлена в точно установленных объемах и целях,
  • но с другой ни одно государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, т.е. не вправе устанавливать эти установки без согласия прибрежного государства:
    1. Только прибрежное государство вправе осуществлять юрисдикцию в связи с какими-либо нарушениями в сфере защиты морской среды.
    2. Только прибрежное государство вправе разрешать морские научные исследования в его исключительной экономической зоне.

Характерно, что объем прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне настолько ограничен, что это государство может осуществлять только те права и обязанности, которые предусмотрены в Конвенции 1982 г.

Иными словами, никакое прибрежное государство не может претендовать на осуществление какого-либо права, которое не установлено положениями Конвенции (например, контролировать иностранное судоходство, осуществлять таможенный или медицинский контроль и т.д.).

Несмотря на полное признание суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств в исключительной экономической зоне, другие государства пользуются свободами:

  • судоходства и полетов,
  • прокладки кабелей и трубопроводов,
  • другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанным с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г. (ст. 58, п.1).
Что касается других правомерных видов использования моря, то в качестве примера можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Закон «Об исключительной экономической зоне РФ»

В соответствии со ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В этой связи следует отметить, что положения Закона «Об исключительной экономической зоне РФ», принятом 17 декабря 1998 г., полностью соответствуют нормам международного права.

В соответствии со ст.5 Закона Россия в своей экономической зоне, в частности, осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  2. суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
  3. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
  4. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и установок и сооружений.

РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Ст. 39 Закона устанавливает ответственность за нарушение закона «Об исключительной экономической зоне РФ». Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления РФ разумного залога или другого обеспечения.

Граждане и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ за:

  • незаконные разведку и промысел живых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью,
  • передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении),
  • нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами РФ условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов

Предусмотрена также ответственность за:

  1. нарушение требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов,
  2. нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов,
  3. проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований,
  4. загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений,
  5. нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны,
  6. создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне,
  7. нарушение указанного закона или международных договоров РФ.

Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения указанного закона или международных договоров РФ, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда.

Следует отметить, что принятие Закона «Об исключительной экономической зоне РФ» было обусловлено кардинальными внутригосударственными изменениями и внешнеполитическими и международно-правовыми факторами, прежде всего вступлением в силу Конвенции 1982 г.

Закон «Об исключительной экономической зоне РФ» ориентирован на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к исключительной экономической зоне.

Он разработан на основе следующих главных принципов:

  • природные ресурсы исключительной экономической зоны относятся исключительно к ведению РФ,
  • управление и распоряжение природными ресурсами исключительной экономической зоны относится исключительно к компетенции Правительства России и специальных уполномоченных им на то федеральных органов исполнительной власти в каждом из направлений правового регулирования,
  • платность использования природных ресурсов исключительной экономической зоны с особым учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих в районах Севера и Дальнего Востока, и населения субъектов РФ, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.
Принятие указанного закона позволило законодательно закрепить использование природных ресурсов исключительной экономической зоны РФ, регламентировать все стороны деятельности российских и иностранных физических и юридических лиц, компетентных международных организаций и иностранных государств в пределах исключительной экономической зоны РФ.

В настоящее время исключительные экономические зоны установили 96 государств, 25 государств объявили рыболовную зону шириной 200 морских миль и менее.

Источник: "seaspirit.ru"

Исключительная экономическая зона — это пояс морского пространства шириной до 200 миль

Исключительная экономическая зона — это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства; для нее Конвенцией 1982 г. установлен особый правовой режим с учетом прав и юрисдикции прибрежных государств и прав и свобод всех других государств.

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  2. юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды;
  3. другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г. (ст. 56).

Прибрежное государство само определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, не подвергая их опасности истощения, а также устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданами других государств.

Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил.

Арестованное судно и его экипаж незамедлительно освобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения; наказания за нарушения правил рыболовства не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, которые не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря и не влияют на определение границ территориального моря, прилежащей и экономической зон и континентального шельфа.

Они могут иметь лишь зону безопасности шириной до 500 м, отмеряемых от каждой точки их наружного края.

Прибрежное государство имеет право:

  • регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне,
  • принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь с действующими международными стандартами и нормами.

Все другие государства в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов (с учетом уже проложенных кабелей и трубопроводов).

В Конвенции 1982 г. специально отмечено, что ст. 88-115 (судоходство, статус судов, обязанности государства флага, иммунитет военных кораблей, оказание помощи, борьба с пиратством, незаконной торговлей наркотиками, преследование и остановка судов и др.) и другие соответствующие нормы международного права применяются и к исключительной экономической зоне.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», принят 18 ноября 1998 г. и соответствует положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Он содержит определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, вопросы делимитации с сопредельными государствами, основные понятия и определения, права Российской Федерации в исключительной экономический зоне и компетенцию федеральных органов государственной власти.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ:  Кластерный анализ - это исследование путем разбиения множества объектов на однородные группы

Специально подчеркивается, что:

  1. живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации;
  2. деятельность по разведке, промыслу (разработке) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации (ст. 4).

Закон регулирует вопросы:

  • рационального использования и сохранения живых ресурсов,
  • исследования и разработки неживых ресурсов,
  • ресурсных и морских научных исследований,
  • защиты и сохранения морской среды,
  • экономических отношений при пользовании исключительной экономической зоной,
  • обеспечения выполнения положений закона.

Впервые четко указано на то, что:

  1. лицензии на промысел живых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства,
  2. лицензии на исследование и разработку неживых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам.
  3. Разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований выдают федеральные органы исполнительной власти по вопросам рыболовства (или по науке и технологиям соответственно).
Все лицензии и разрешения согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим государственным экологическим контролем и мониторингом.

Установлена платность пользования природными ресурсами исключительной экономической зоны. Федеральный орган пограничной службы координирует действия органов охраны исключительной экономической зоны, к числу которых относятся федеральные органы по природным ресурсам, по охране окружающей среды, по таможенному делу, по государственному горному надзору.

Строго регламентированы права должностных лиц органов охраны по остановке и осмотру российских и иностранных судов, осуществляющих разрешенную деятельность в российской исключительной экономической зоне, проверке документов на право деятельности, преследовании судов-нарушителей и их задержанию, по наложению штрафов на нарушителей, а также по применению оружия против нарушителей закона.

Установлена ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также юридических и физических лиц за нарушения положений Закона.

Источник: "lib.sale"

Правовой режим исключительной экономической зоны

Появление исключительной экономической зоны связано с древним стремлением государств установить рыболовные зоны, выходили бы за пределы территориальных вод.

Два дела, которые рассматривал по этому вопросу Международный Суд (Великобритания & Норвегии и Великая Великобритания & Исландии 1974 г.), завершились признанием права государства создавать 12-миль на рыболовную зону.

Ситуация особенно обострилась в 70-80-е годы XX ст., когда некоторые развивающиеся государства под предлогом защиты своих рыбных ресурсов объявили в одностороннем порядке о значительном расширении территориальных вод.

Другие государства отказались признать это решение. В результате в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. появился компромисс в виде исключительной экономической зоны получивший широкое признание в международном морском праве.

Конвенция по морскому праву 1982 г. определяет исключительные экономическую зону как «район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему» (ст. 55), шириной не более «200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря» (ст. 57).

Прибрежное государство согласно международному праву получает не полный суверенитет над исключительной экономической зоной, а:

  • суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых — в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования энергии воды, течения и ветра
  • юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении:
    1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
    2. морских научных исследований;
    3. защиты и сохранения морской среды
  • другие права и обязанности, предусмотренные в настоящей Конвенции (ст. 56).
Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и обеспечивает, чтобы состояние живых ресурсов в такой зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.

Оно имеет право строить и разрешать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей (п.1 ст 60).

Определяя права и обязанности прибрежного государства, Конвенция по морскому праву 1982 г. устанавливает права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне. А именно:

  1. свободу судоходства, полетов,
  2. прокладки подводных кабелей и трубопроводов,
  3. другие с точки зрения международного права правомерные виды использования моря (п. 1 ст. 58).

Иностранное государство обязано учитывать права и соблюдать законы прибрежного государства, а прибрежное государство — учитывать права иностранного государства в исключительной экономической зоне.

Прибрежные государства обычно имеют специальное законодательство об исключительной экономическую зону, которое согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. должно быть совместимым с ее нормами.

Источник: "readbookz.com"

История создания ИЭЗ

Вопрос о создании за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе исключительной экономической зоны возник на рубеже 60—70-х годов прошлого столетия.

Инициатива постановки его исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран «третьего мира» и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот.

По их мнению, сохранение свободы рыболовства и других промыслов было бы несовместимо с идеей создания нового, справедливого и равноправного экономического порядка в международных отношениях.

После определенного периода возражений и колебаний, длившегося около трех лет, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся III Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе.

Такие взаимоприемлемые решения в результате многолетних усилий были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.

В соответствии с Конвенцией экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.

Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море.

На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.).

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.

Еще в разгар работы III Конференции ООН по морскому праву значительное число государств, опережая ход событий и пытаясь направить их по нужному руслу, приняли законы об установлении вдоль своих берегов рыболовных или экономических зон шириной до 200 морских миль.

В конце 1976 года, почти за шесть лет до окончания Конференции, США, Великобритания, Франция, Норвегия, Канада, Австралия и ряд других стран, включая развивающиеся, приняли такого рода законы. В этих условиях районы морей и океанов, открытые для свободного рыболовства, в том числе у советских берегов, могли бы стать зонами опустошительного промысла.

Такое очевидное и нежелательное развитие событий заставило законодательные органы СССР принять в 1976 году Указ «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР». Эти меры были приведены в соответствие с новой конвенцией Указом «Об экономической зоне СССР» в 1984 году.

В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию.

Так, некоторые зарубежные авторы, в частности из развивающихся государств, высказывают точку зрения о том, что исключительная экономическая зона ввиду присущего ей специфического правового режима, включающего значительные права прибрежного государства, не является ни территориальным морем, ни открытым морем.

Справедливо отмечая специфичность правового режима исключительной экономической зоны, который включает важные функциональные или целевые права прибрежного государства и значительные элементы правового режима открытого моря, авторы этой точки зрения не дают ясного ответа на вопрос о пространственном статусе исключительной экономической зоны и не принимают во внимание положений ст. 58 и 89.

Они указывают на применимость к исключительной экономической зоне важных свобод и правового статуса открытого моря.

Источник: "flot.com"

Международный правовой режим прилегающей морской зоны

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим.

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов (как живых, так и неживых), а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как право на производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

За прибрежным государством признана юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.

Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

Другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в данной зоне должным образом обязаны учитывать права и обязанности друг друга.

Прилежащая зона – это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных областях.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 24).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой

  • предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

Конвенция ООН по морскому праву в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.

Источник: "cribs.me"

Права прибрежных государств

Согласно ст. 55 Конвенции ООН 1982 г., исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  2. юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями данной Конвенции.

Права, изложенные в статье 56 Конвенции 1982 г. в отношении морского дна и его недр, осуществляются в соответствии с частью VI данной Конвенции. В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам.

К этим свободам относятся такие, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г.

Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.

Согласно ст. 74 Конвенции 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.

Если в течение разумного срока не может быть достигнуто соглашение, заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции 1982 г. («Урегулирование споров»).

До заключения соглашения, как предусматривается в п. 1 ст. 74 Конвенции 1982 г., заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают шаги для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ:  ROE: формула расчета и рентабельность собственного капитала

Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации. Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.

Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также порядок осуществления суверенных прав и юрисдикции России в пределах ее исключительной экономической зоны определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

Источник: "jurisprudence.club"

Обложение НДС операций в исключительной экономической зоне РФ

Правовой режим исключительной экономической зоны отличается от режима территории РФ. Распространяется ли такой вывод на налоговые отношения по НДС?

Статья 146 Налогового кодекса Российской Федерации установила следующие объекты налогообложения НДС:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Рассмотрим, возникают ли перечисленные объекты обложения НДС в исключительной экономической зоне РФ.

Реализация товаров (работ, услуг)

Прежде всего необходимо найти точное определение и соотношение понятий «территория РФ» и «исключительная экономическая зона РФ». Эти понятия не определены в налоговом законодательстве, и, следовательно, в соответствии со статьей 11 НК РФ они должны пониматься в том значении, в каком используются в других отраслях законодательства.

Термин «территория РФ» определен в Конституции РФ. Согласно статье 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» содержит определение исключительной экономической зоны Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Сопоставление этих определений дает основание для вывода, что исключительная экономическая зона не входит в территорию РФ, поскольку располагается за пределами ее территориального моря. Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) в исключительной экономической зоне РФ, то есть за пределами территории РФ, не может быть объектом обложения НДС.

Отметим, что в статье 67 Конституции РФ предусмотрена принципиальная возможность распространения налоговой юрисдикции России на ее исключительную экономическую зону.

Если эксплуатация нефтяного месторождения происходит с использованием нефтяной платформы (или иного сооружения), то на такую платформу может быть распространена налоговая юрисдикция России.

Подобная возможность закреплена в статье 60 Конвенции ООН 1982 года по морскому праву. Согласно этой статье прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Однако право Российской Федерации распространить свою налоговую юрисдикцию на исключительную экономическую зону (200 морских миль согласно Конвенции ООН 1982 года) не означает, что такая юрисдикция действительно Россией применена в отношении конкретного налога.

Системный анализ законодательства позволяет говорить, что такое распространение должно быть прямо предусмотрено в отношении каждого налога, как это сделано, например, в отношении акциза на природный газ (п. 2 ст. 182 НК РФ), НДПИ (ст. 335 НК РФ) и налога на имущество иностранных компаний (ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий»).

Необходимость специального распространения подтверждается и текстами международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Так, в соглашениях используется стандартная фраза: для целей конкретного соглашения термин «Россия» означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает ее территорию, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также исключительную экономическую зону и континентальный шельф, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с федеральным законом и международным правом.

Примером может служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход, подписанное в Претории 27 ноября 1995 года.

Как видим, действует общее правило, что взимание конкретного налога в исключительной экономической зоне должно быть специально предусмотрено законодательством. С учетом того, что исключительная экономическая зона не входит в территорию России, взимания НДС с реализации в исключительной экономической зоне не должно быть, хотя законодатель вправе предусмотреть в будущем такое взимание.

Высказанная позиция отчасти подтверждается и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 № ВЗ-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость». В письме читаем: «…морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Как видим, под территорией мирового океана понимается и морская зона за пределами 12 миль, то есть в том числе и исключительная экономическая зона, и реализация продукции на территории мирового океана не создает объекта обложения НДС. Однако Госналогслужба России и Минфин России выдвинули дополнительное условие: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации».

Поскольку, как указано в статье 3 ТК РФ, исключительная экономическая зона входит в таможенную территорию России, при реализации нефти в исключительной экономической зоне произойдет пересечение таможенной границы РФ. Противоречивость письма создает определенные налоговые риски, которые, на наш взгляд, при соответствующей правовой поддержке будут все же для компании минимальными.

Следует обратить внимание, что место реализации товаров (работ, услуг) должно определяться с учетом положений статей 147 и 148 НК РФ.

При этом признание местом реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС рассматриваемой исключительной экономической зоны, с одной стороны, исключает обложение таких операций НДС, а с другой — не позволяет, в силу норм статьи 171 НК РФ, принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Согласно статье 170 НК РФ в случае принятия к вычету по таким товарам (работам, услугам) НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Следует сделать вывод, что налогоплательщик, скорее, выиграл бы от распространения на исключительную экономическую зону такого объекта обложения НДС, как реализация товаров.

В этом случае он смог бы воспользоваться преимуществами экспорта и ставки в 0% (в виде вычета НДС по приобретенным и использованным для добычи нефти товарам (работам, услугам)).

Все, что было изложено в отношении обложения НДС реализации товаров (работ, услуг), в равной степени применимо и к передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Следовательно, признание исключительной экономической зоны РФ местом передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд не дает оснований для обложения таких операций НДС.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Для определения налоговых последствий ввоза товаров на территорию исключительной экономической зоны необходимо выяснить соотношение понятий «таможенная территория РФ» и «исключительная экономическая зона РФ».

Согласно статье 3 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 № 5221-I таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Российской Федерации включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таким образом, в соответствии с ТК РФ ввоз товаров с территории иностранного государства в исключительную экономическую зону РФ признается объектом обложения НДС.

Следует отметить, что ввоз в исключительную экономическую зону товаров с территории РФ (в конституционно-правовом смысле) не может быть признан объектом обложения НДС, поскольку товар при этом не покидает таможенной территории РФ.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

В отличие от других объектов налогообложения НДС, указанных в статье 146 НК РФ, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления касается как территории РФ, так и какой-либо другой территории. По нашему мнению, это не может означать, что любой из налогоплательщиков, указанных в статье 143 НК РФ, выполняющих такие работы, обязан исчислять и платить НДС со стоимости работ, выполненных им в других странах.

Согласно Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и статье 13 НК РФ НДС — федеральный налог. В соответствии со статьей 12 НК РФ федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Из приведенной нормы можно сделать вывод, что объектом обложения НДС могут быть только операции, проводимые на территории РФ (в которую, как мы уже отмечали, не входит исключительная экономическая зона).

Данный вывод полностью согласуется с территориальной природой НДС (в отличие от резидентской природы налога на прибыль).

Однако в настоящее время отсутствуют нормативные основания для утверждения, что этот объект обложения НДС территориально ограничен.

Согласно пункту 2 статьи 67 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Федеральный закон от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» прямо не регулирует вопросов налогообложения операций, выделяемых в исключительной экономической зоне.

Однако он содержит бланкетную норму, в соответствии с которой все относящееся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренное этим законом, регулируется другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней (преамбула Закона № 191-ФЗ).
Нет оснований утверждать, что нормы Кодекса не применяются к деятельности в исключительной экономической зоне РФ.

Тем более что отдельные его нормы устанавливают особенности налоговых отношений для исключительной экономической зоны (например, п. 2 ст. 182 и п. 2 ст. 335 НК РФ). По нашему мнению, предпочтительным следует считать подход, при котором СМР для собственного потребления признаны объектом налогообложения, если они выполняются как на территории РФ, так и в исключительной экономической зоне РФ.

Иными словами, в отношении этого объекта обложения НДС распространение налоговой юрисдикции России на исключительную экономическую зону происходит не прямо, а косвенно, через определение объекта налогообложения. Тем не менее с таким «косвенным» распространением понятия следует считаться, хотя оно и не соответствует территориальной природе НДС.

Источник: "nalogoved.ru"

Современная практика применения режима ИЭЗ

Возникновение исключительной экономической зоны стало важнейшим компромиссом в связи с появлением односторонних притязаний прибрежных государств на обширные пространства открытого моря, прилегающие к территориальному морю, с одной стороны, и признанием прав и свобод иных государств — с другой.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. прибрежным государствам в своей исключительной экономической зоне предоставлены суверенные права и юрисдикция, объем и пределы которых четко определены и ограничены данным международным договором.

Конвенция 1982 г. в ст.56 устанавливает права и юрисдикцию прибрежного государства в строго определенных областях.

Однако национальное законодательство в ряде случаев содержит положения, противоречащие положениям Конвенции 1982 г. в части осуществления прибрежным государством прав и обязанностей. Это, в частности, касается следующих положений Конвенции 1982 г.:

  1. установления юрисдикции прибрежного государства в отношении искусственных установок и сооружений, расположенных в его исключительной экономической зоне;
  2. недопустимости тюремного заключения как вида наказания за нарушение законов и правил прибрежного государства о рыболовстве в исключительной экономической зоне;
  3. провозглашения юрисдикции прибрежного государства в отношении защиты и сохранения морской среды в пределах исключительной экономической зоны и ограничения наказания денежными штрафами за нарушение национального законодательства и международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды, совершенные иностранными судами за пределами территориального моря.

В настоящее время значительную актуальность приобретает вопрос об «особо уязвимых морских районах» (ОУМР), т.е районах с более жестким режимом судоходства.

Назначаемые Международной морской организацией ОУМРы в ряде случаев включают пространства исключительной экономической зоны, что вызывает, по мнению автора, возражение с точки зрения норм международного морского права.

Это, в частности, касается введения в ОУМР «соответствующих защитных мер», предполагающих ограничение судоходства в ОУМР в виде районов, закрытых для плавания, или системы уведомлений в исключительной экономической зоне. Введение таких мер может серьезно осложнить реализацию свободы судоходства в исключительной экономической зоне, закрепленную положениями Конвенции 1982 г.

Проблема прав и обязанностей других государств

Проблема прав и обязанностей других государств в исключительной экономической зоне продолжает оставаться весьма острой во многом по той причине, что национальное законодательство содержит положения, не соответствующие ст.58 Конвенции 1982 г. в части осуществления свободы судоходства.

Так, в соответствии с законодательными актами некоторых прибрежных государств вместо подтверждения свободы судоходства устанавливается право мирного прохода в исключительной экономической зоне для судов других государств.

В отдельных случаях предусматривается требование о получении предварительного уведомления о вхождении в зону как для судов, осуществляющих торговое судоходство (включая рыболовные суда), так и для военных кораблей (например, законы Бразилии, Уругвая, Гаити, Чили, Франции).

Указанные меры противоречат ст. 5 8 Конвенции 1982 г., гарантирующей свободу судоходства в исключительной экономической зоне прибрежного государства.

Кроме того, в настоящее время вполне обоснованное опасение со стороны международного сообщества вызывает установление т. н. 1000-мильной «морской идентификационной зоны», охватывающей пространства в пределах не только исключительной экономической зоны прибрежного государства, но и открытого моря.

Указанная мера введена правительством Австралии в 2004 г. в целях обеспечения морской безопасности и включает, среди прочего, такое требование как запрос прибрежными властями точной последней (оперативной) информации о судне, осуществляющем проход «транзитом» через исключительную экономическую зону.

Установление таких односторонних мер со стороны прибрежного государства не соответствует Конвенции 1982 г. в части осуществления судоходства в исключительной экономической зоне.

Одной из важнейших проблем в современном международном праве является делимитация исключительной экономической зоны. В соответствии со ст.74 Конвенции 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется посредством достижения соглашения между заинтересованным государствами на основе международного права с учетом всех относящихся к делу обстоятельств.

Таким образом, исключается возможность такой делимитации на основе односторонних актов прибрежных государств, т.е без участия заинтересованных государств.

Российское законодательство, устанавливающее правовой режим исключительной экономической зоны, принято на основе положений Конвенции 1982 г. и в целом соответствует ее положениям. Это законодательство исходит из сбалансированного сочетания прав и обязанностей Российской Федерации в исключительной экономической зоне, с одной стороны, и наличием прав и свобод других государств в данном морском пространстве — с другой.

Источник: "dissercat.com"

Понравилось? Поделись с друзьями:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector